Хоккейный сезон-2018/19 уже история. Тем не менее поклонники хабаровского «СКА-нефтяника», думается, еще долго будут вспоминать его. И воспоминания эти очень приятные. Ведь армейцы выиграли все мыслимые трофеи в русском хоккее - вначале стали обладателями Кубка России, затем взяли Суперкубок и на «десерт» в третий раз подряд завоевали золотые медали чемпионата страны. Добавим к этому, что сразу семь игроков команды во главе с главным тренером Михаилом Юрьевым в составе сборной России стали чемпионами мира.
Даже не хочется вспоминать те смутные для хабаровского хоккея с мячом времена, когда наш клуб смотрел на фаворитов снизу вверх и занимал «надцатые» места. Но к хорошему, как известно, быстро привыкаешь. Поэтому болельщики ждут от своих любимцев только побед и надеются на «продолжения банкета».
«Очень хочется, чтобы сказка не подходила к концу», - сказал после окончания третьего, решающего финального матча в Москве ведущий полузащитник «СКА-Нефтяника» Максим Ишкельдин, которого на днях болельщики в третий раз (!) подряд признали лучшим игроком армейцев.
И нам ой как не хочется! Уже как-то невозможно себе представить без Максима Ишкельдина, Артема Бондаренко, Юрия Шардакова, Александра Кима, Александра Антипова… Они уже давно стали для болельщиков такими родными.
Силы распределили правильно
А разве можно себе представить «СКА-Нефтяник» без Михаила Юрьева?! По нынешним меркам Михаила Юрьевича вообще можно считать уникальным специалистом в хабаровском спорте. Шутка ли, Юрьев «оттрубил» в клубе восемь сезонов. На фоне нашего футбола, где только за год меняются порой по 2-3 наставника, это выглядит настоящим феноменом.
- Чувствую себя неловко после таких слов, - заулыбался Михаил Юрьевич, когда корреспондент «Тихоокеанской звезды» напомнил ему об этом.
Впрочем, начали разговор мы, конечно же, с итогов завершившегося сезона.
- Михаил Юрьевич, с трибуны могло показаться, что третье чемпионство далось нашему клубу легко. Вы штамповали один рекорд за другим, проиграли за весь регулярный чемпионат лишь один матч, который к тому времени не имел никакого значения. Однако искушенные болельщики понимают, что за этой кажущейся легкостью стоит огромная работа…
- Сезон действительно выдался непростым. Мы понимали, к чему нам готовиться, какое количество соревнований предстоит провести. Ведь сезон - это не только чемпионат страны. Это еще и Кубок России, и матч за Суперкубок, и Кубок мира… Добавим сюда международный турнир на уровне сборных, чемпионат мира в Швеции.
Держали в памяти мы и предыдущий сезон, который во второй раз принес клубу звание чемпионов России. Он был крайне тяжелым. Тот состав, которым тогда располагали, очень большую нагрузку перенес, и то, что нам в итоге удалось завоевать «золото»… Думается, не обошлось без доли - не то чтобы случайности, но везения точно. Перед финалом с «Енисеем» (армейцы тогда выиграли - 8:1. - Прим. авт.) запаса прочности у нас было не так много, как хотелось бы.
Поэтому, готовясь к сезону-2018/19, мы строили подготовку так, чтобы нам хватило и физических сил, и глубины состава. Тем более, что претерпел некоторые изменения и регламент чемпионата: матчей стало больше, финал стал не из одного матча, а из серии до трех побед. Ребята, которые привлекались в сборную (а их было достаточно много - почти полсостава), провели за сезон порядка 60 матчей.
- Силы вы, надо полагать, сумели распределить так, чтобы их, несмотря на колоссальные нагрузки, хватило бы на весь сезон…
- С одной стороны, с большим количеством матчей нагрузка возросла. Но с другой стороны, Федерация хоккея с мячом России пошла навстречу участникам. Ведь как было за год до этого? Сыграли два матча дома - и почти сразу надо лететь на две игры на выезд. И так весь чемпионат… На этот же раз играли сериями по 3-4 поединка. Таким образом, количество перелетов уменьшилось на треть. Это было нам в большей степени на пользу.
Хотя все равно пришлось тяжело. В паузах чемпионата были международный турнир в Швеции, чемпионат мира там же. Разница во времени 9 часов существенная. Помню, мы прилетели с мирового первенства, а буквально на следующий день команде предстояла домашняя встреча с «Водником». Все это не так просто. Хорошо, что хоть на положительных эмоциях вернулись - это несколько сгладило физический фон.
В Москве без поддержки не остались
- Вы уже обмолвились, что финал чемпионата России впервые в истории отечественного хоккея с мячом состоял не из одного матча, а из серии до трех побед. Как вам это нововведение?
- Сложно оценивать. Если мы хотим уйти от случайности, может, это и правильно. Однако финальный матч - в классическом его понимании - тем и хорош, что он один. Это интрига, всегда непредсказуемый результат. Это внимание публики. Думаю, если бы и сейчас финал состоял из одного конкретного поединка, то трибуны были бы переполнены (не важно, где бы он проходил).
А что получилось на деле? Два матча с московским «Динамо» в Хабаровске в общей сложности посетило немногим больше 10 тысяч зрителей - это аудитория одного финала. Такая уж психология у людей. Если ты знаешь, что сегодня матч еще не самый главный, то всегда можно найти причину, чтобы остаться дома: завтра ведь, мол, еще одна игра… Ну не пошел на один матч, можно пойти на второй.
- Согласен. Думается, если бы дело дошло до пятого матча, трибуны арены «Ерофей» были бы под завязку. В результате же золотые медали «СКА-Нефтянику» вручали в Москве, где, что скрывать, ажиотажа было поменьше, чем в Хабаровске. Ощущали под крышей спорткомплекса «Крылатское» поддержку?
- Понятно, что дома было бы больше зрителей. Тем не менее по московским меркам на матч пришло достаточно много народа - официальная цифра 2700 зрителей. Скажу, что за нас переживали как минимум не меньше, чем за хозяев. В столице живет много наших друзей, которые пришли поддержать «СКА-Нефтяник». Приехали на матч и люди из других городов, находящихся недалеко от Москвы.
За Сашу Кима болела вся его семья. Не случайно после финального свистка на лед выбежал сынишка нашего полузащитника. Родители Вити Каменева прилетели на игру из Мурманска. Моя жена с дочерью тоже были на трибуне. Совместили приятное с полезным: у дочки как раз были весенние каникулы.
Кстати, еще в аэропорту в Хабаровске перед нашим рейсом в Москву к нам подошел мужчина из Минска и рассказал, что специально прилетал из Республики Беларусь на финальные матчи. Выяснилось, что когда-то жил в Хабаровске и продолжает болеть за «СКА-Нефтяник». Это дорогого стоит. Мы сфотографировались на память.
Над Петтерссоном никто не подшучивал
- Михаил Юрьевич, селекционная работа в межсезонье была по-настоящему точечная. В клуб влились опытные российские игроки - Юрий Викулин и Алан Джусоев, шведская звездочка Эрик Петтерссон. Эти солисты, несомненно, усилили и без того достаточно сбалансированный ансамбль «СКА-Нефтяника». Кстати, после победы сборной России в финале чемпионата мира над скандинавами наши ребята не подначивали хабаровского «викинга»? И вообще, насколько быстро акклиматизировался швед в клубе?
- На счет подначек. Нет, такими вещами не шутят. Завтра ведь ты сам можешь оказаться в такой ситуации. Что же касается второго вопроса… Понятно, что Эрику понадобилось время на адаптацию - новый коллектив, другое взаимодействие в команде, другая игра… К тому и языковой барьер присутствует. Хотя Петтерссон многое уже понимает, в меньшей степени говорит, но тем не менее… И еще: люди, которые приходят в хабаровский клуб, сталкиваются с большими перелетами. Так что месяца 2-3 Эрик точно привыкал.
- Петтерссон сразу попал в любимчики многих болельщиков. Надо сказать, что в Хабаровске вообще любят шведских хоккеистов. Не планируете ли еще пригласить игроков из этой страны?
- Я всегда так говорю: на первом месте у нас россияне. Если можем взять своего игрока на необходимую позицию, то зачем нам иностранцы? Но если этого не случится… Почему бы и нет? Вообще, выбор легионеров в хоккее с мячом довольно узок - шведы, финны, норвежцы, казахи…
- Хорошо, тогда поставлю вопрос иначе: сами бы не хотели попробовать себя в роли наставника шведского клуба?
- Мечты такие, может, и есть. Но в Швеции очень дорожат своими тренерскими кадрами. Крайне редко кто из иностранцев попадает в эту обойму. Надо, наверное, жить там постоянно, чтобы получить такую должность. Либо что-то еще должно произойти сверхъестественное.
- Заканчивая разговор о Швеции, хотелось бы поговорить о Кубке мира, который на протяжении многих лет проводится в этой стране и является своеобразным чемпионатом планеты среди клубных команд. На протяжении последних нескольких лет «СКА-Нефтяник» ставит задачу - выиграть почетный трофей. Но пока, увы, не получается…
- Понимаете, Кубок мира - это четырехдневный турнир. Его может выиграть любая команда. Когда-то мы с «Уральским трубником» доходили до полуфинала, не обладая на тот момент сильным составом. Словом, в таком скоротечном турнире может быть всякое. Мы на протяжении нескольких лет подряд находились в шаге от финала, но… Что ж, будем продолжать бороться за Кубок мира.
«Контракта со сборной никогда не было»
- Вернемся к сборной России. Вы являетесь чуть ли не единственным тренером России, который ни разу не проигрывал на чемпионате мира. Нынешняя победа далась национальной команде с большим трудом, ведь по ходу финала шведы постоянно вели в счете. За полторы минуты до конца основного времени наш Юрий Викулин сравнял результат, а потом был «золотой» гол в овертайме. Что можете сказать о той игре сейчас, когда страсти улеглись?
- Я рад, что нам удалось отстоять чемпионский титул, который мы завоевали за год до этого в Хабаровске. Эмоции только положительные. Непростая ситуация была по составу. Вы знаете, что и Сергей Ломанов, и Сергей Шабуров, и Павел Булатов не принимали участие в чемпионате мира. Были привлечены в состав сборной другие ребята. Новички проявили себя достаточно неплохо. Тем более выиграть на шведской земле - вдвойне приятно и почетно. Не каждый раз такое удается.
Да, по ходу матча мы проигрывали, но я очень благодарен ребятам, что они не опустили руки, продолжали сражаться и выиграли. Причем выиграли по делу. Если в первые минуты матча мы достаточно нервозно входили в игру, то вторую половину провели сильнее соперника. И если бы мы проиграли, я бы посчитал это не очень справедливым.
- Вы четыре раза приводили сборную России к «золоту». Новый контракт с вами, как с наставником национальной команды, уже заключен?
- Да у меня и старого никогда не было. Федерация хоккея с мячом принимает решение по поводу главного тренера сборной. В свое время меня пригласили - я дал согласия. Пока никаких разговоров не было. Но сезон только закончился. Подождем.
- Болельщики в недоумении: почему Михаил Юрьев до сих пор не получил звание «Заслуженный тренер России»? Понимаю, что вопрос не к вам, и тем не менее…
- Раньше я вообще не задумывался над этим. Не заслуженный, ну и ладно: главное, чтобы сборная побеждала. Не люблю ничего просить. В прошлом году, правда, подали соответствующие документы. Но они оказались не совсем правильно оформлены. Сейчас подали во второй раз. Присвоят звание или нет - не знаю. Это не от нас зависит.
У нас игроки тоже не все заслуженные мастера спорта. Хотя тот же Юра Шардаков - трехкратный чемпион мира, Артем Бондаренко - четырехкратный. Но хочется надеяться, что справедливость восторжествует.
Жизнь на… два дома
- Михаил Юрьевич, интересно, болельщики на улицах вас узнают?
- Случается. Но редко бываю в общественных местах. Я ведь могу далеко не всем нравиться. Поэтому стараюсь вести уединенный образ жизни. Понимаю, что я приезжий. Кто-то ревностно может ко мне относиться.
- Вы продолжаете считать себя приезжим?
- Может быть, для кого-то я уже и местный. Но точно не для всех. И очень спокойно к этому отношусь. Да, я сибиряк, но работаю и живу большую часть времени в Хабаровске и стараюсь свое дело делать честно. А прописан могу быть хоть в Норильске. Что от этого изменится?
- Ничего. Главное, чтобы «СКА-Нефтяник» побеждал. Кстати, вы в Хабаровске трудитесь с осени 2011 года и с тех пор живете, по сути, на два дома. Знаю, что вы с супругой уже, по сути, 30 лет вместе, у вас две дочери: одна совсем взрослая, вторая - школьница. Неужели никогда не возникала мысль: перевести семью в Хабаровск?
- Когда я работал в Первоуральске, то только на пятый год семья переехала ко мне. В Хабаровск тоже приехал один. Дочке тогда только четыре года исполнилось, не было смысла дергать. К тому же контракт первоначально со мной заключили на год. А работа тренера, сами знаете, какая. Сегодня ты работаешь, а завтра… Кто же знал, что «роман» со «СКА-Нефтяником» так затянется (улыбается).
Потом ребенок пошел в школу. И на семейном совете решили оставить все как есть. Мы достаточно часто видимся в течение сезона - «СКА-Нефтяник» играет в Новосибирске, дорога в Кемерово лежит опять через мой родной город. Семья тоже приезжает ко мне иногда. Да, это не очень удобно. Но чем-то надо жертвовать. Может быть, это и неправильно. Иногда себе задаешь такой вопрос. Словом, непростой выбор.
- Ваша супруга тоже сибирячка?
- Да. Мы познакомились еще в юности, во время учебы в педагогическом институте в Новосибирске. Про хоккей с мячом она, конечно, слышала, поскольку до этого жила в Красноярске. А там невозможно не знать про «Енисей» и Ломанова. Но сама болельщицей никогда не была.
У нас как-то все быстро закрутилось тогда. Познакомились в марте, а в июле уже свадьбу сыграли. Кстати, жена окончила немецко-французское отделение пединститута. На тот момент у нас много общего было. Ведь сам окончил французскую спецшколу. Но язык не остался. Практики-то не было. Когда в 1992-м оказался во Франции, понял это. Думал, что знаю французский, но за восемь лет язык, видно, ушел в пассивную память.
Ребята хотят играть за «СКА-нефтяник»
- Напоследок давайте поговорим о ближайшем будущем «СКА-нефтяника». Уже известно, что клуб покинули трое игроков - Павел Рязанцев, Янис Бефус и Валерий Ивкин. Как обстоят дела с остальными хоккеистами из чемпионского состава? И вообще, какие задачи ставите перед командой на новый сезон?
- Да, трое ребят попрощались с нашей командой практически сразу после чемпионата. У них закончились контракты, и хоккеисты решили продолжить карьеру в других клубах. Мы поблагодарили Пашу, Яниса и Валеру за игру и пожелали им дальнейших успехов.
Вообще, надо сказать, что действующие контракты со «СКА-нефтяником» на сегодняшний день имеют лишь семь игроков - Максим Ишкельдин, Алан Джусоев, Юрий Шардаков, Эрик Петтерссон, Юрий Бондаренко, Виктор Каменев и Юрий Викулин. У меня самого, к слову, тоже контракт еще на год.
Сейчас мы в стадии ожидания. Конечно, всех интересует, какие цели будут поставлены перед командой на будущий сезон руководством города и края? На днях приезжал мэр Хабаровска Сергей Кравчук. Встречался с командой, высказал свое видение, пожелание. Рады, что Сергей Кравчук нашел время для общения с командой.
Понятно, что многие ребята хотят остаться здесь, играть дальше. Тем более все складывается так хорошо. Но, повторяю, все будет зависеть от задач на сезон. Хотя понятно, что мы все амбициозные и при любой ситуации будем стремиться к максимальным целям. Мы уже к этому привыкли.
- И болельщиков приучили…
- Безусловно. Пользуясь случаем, хочу сказать нашим поклонникам огромное спасибо за поддержку по ходу этого тяжелого сезона. Кто-то может сказать: да какой он тяжелый, вы все выиграли. Но на самом деле сезон получился напряженным, и нагрузка на ребят выпала колоссальная. Поверьте, непросто по ходу всего чемпионата держать уровень игры высоким.
Очень признательны болельщикам и за те встречи, которые они нам устраивают по прилету домой. Это так приятно. Мы этим очень дорожим. Вы действительно наш двенадцатый игрок!
Беседовал
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ. / "Тихоокеанская звезда"